понедельник, 20 июля 2009 г.

Как я веду информатику в начальных классах


В связи с поэтапным переходом на новый БУП, начиная с 2008/09 учебного года предмет «Информатика» в 3, 4 классах стал обязательным. Не осталась в стороне и наша школа. Встал вопрос: кто будет вести эти уроки? Преподавать информатику в начальных классах могут и сами учителя этих классов, но для этого нужно пройти курсовую переподготовку. С другой стороны, уроки может проводить учитель информатики, но и он обязан повысить свою квалификацию в области возрастной психологии и методики обучения в начальной школе. Как удалось нашей администрации обосновать свой выбор в РУО при тарификации, затрудняюсь ответить, ведь на тот момент у меня никаких документов, подтверждающих мою компетентность в области ИКТ, не было, но, тем не менее, эти два часа препоручили вести мне, учителю начальных классов.

Конечно, лучше было бы, если бы уроки информатики каждый учитель вел сам, но по объективным причинам это невозможно. Поэтому, поддерживая тесную связь с постоянными учителями этих классов, двигалась к достижению поставленной цели, а именно: формировать первоначальное представление о видах, свойствах информации, способах работы с ней, ну и само собой разумеющееся – формирование навыка работы на компьютере. Уроки планировала так, чтобы в ходе изучения какой-либо темы происходило обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

В течение года учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла из первичного знакомства с основными внешними устройствами компьютера и компьютерными программами. Домой ребята получали несложные задания в виде логических задач, ребусов, кроссвордов, творческие задания.

На уроках информатики учащиеся научились самостоятельно использовать информационные источники, в том числе ресурсы библиотек и медиатек. У них сформировались элементарные навыки работы на компьютере. Обогатилась речь учащихся за счет использования современных понятий, расширился кругозор в области ИКТ.

Все время не забывала и о том, что преподаю уроки, так сказать, на птичьих правах, ведь документов-то нет. И опять спас Интернет. Заглянула на сайты ВУЗов нашего региона – ничего не нашла. Расширила область поисков, просмотрела ВУЗы юга Тюменской области. И вот то, что нужно – Лаборатория дистанционного обучения Тобольского ГПИ им.Д.И.Менделеева (в свое время я его и заканчивала, но ничего подобного там тогда и в помине не было)! Позже, из рассылки портала «Сеть творческих учителей» узнала еще об одних дистанционных курсах проводимых Московским институтом открытого образования (МИОО). В результате два удостоверения о повышении квалификации, думаю, теперь никто меня не сможет упрекнуть, что я не могу вести эти уроки.

С первых же дней столкнулась с трудностью, оказалось, что предмет-то ввели, а о учебно-методическом обеспечении не позаботились. Конечно, программу и методическое пособие я приобрела сама, а как быть с учениками? Учебников-то не оказалось, а про тетради на печатной основе и сейчас не стоит мечтать. Хорошо хоть что прописи для первого класса каждый год поставляют. Как быть? И опять мне помог Интернет.

Побродила по различным сайтам, почитала, задумалась: какой же УМК выбрать? Сейчас не буду углубляться в анализ разных программа, скажу одно, решила остановиться на учебно-методическом комплекте Н.В. Матвеевой «Информатика и ИКТ».

Меня привлекло то, что этому УМКа выделена не одна страничка сайта издательства «Бином». Здесь дана достаточно полная, на мой взгляд, информация о данном УМКа, планирование уроков, можно скачать дополнительные материалы, предлагаются ссылки на ЦОРы по предмету, есть возможность задать вопрос в «Авторской мастерской Н.В.Матвеевой»

Очень помог диск «В мире информатики», разработанный специалистами компании "Кирилл и Мефодий". У него очень простой и понятный интерфейс, диск имеет следующую направленность:

1. развитие логического и комбинационного мышления, начал алгоритмического мышления у детей 6-9 лет;
2. формирование навыков работы с компьютером (восприятия информации с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой);
3. формирование понятий информации и информационного процесса, представлений об информационной картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе;
4. знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами;
5. основными приемами работы в среде Windows, со стандартными приложениями Windows для вычислений, редактирования текста, создания графических изображений;
6. знакомство с возможностями сетей и Интернет, подготовкой, отсылкой и получением электронного сообщений, просмотром web-страниц развивающего и учебного содержания
(правда, мы только ознакомились, но на практике поработать в Интернете не удалось).

На диске есть интерактивные тренажеры. Количество текста, предназначенного для прочтения минимально, он озвучен и снабжен гиперссылками на графические иллюстрации. После просмотра медиалекций предлагается контроль.

Также использовала презентации к урокам, которые нашла на сайте «ARMADA» посвященному пакету свободного программного обеспечения для образовательных учреждений РФ. Все работы, предоставленные на этом сайте, выполнены в программе OpenOffice. О том, что мне все интересно, что связанно с компьютером, я уже писала, поэтому этот пакет у меня уже к тому времени давно был, и я легко смогла переделать материал под свои нужды и сохранить в Office 2003 для работы в школе.

Вот так я набрала необходимую на первое время учебно-методическую базу. В течение года она пополнялась. Рабочая программа и тематическое планирование были набраны на компьютере еще к началу учебного года, а разработки уроков писались от руки в процессе подготовки, так сказать по расписанию, теперь осталось их набрать на компьютере, доработать мультимедийное приложение к ним. И с нового учебного года опять вперед!

6 коммент.:

ABond комментирует...

я легко смогла переделать материал под свои нужды и сохранить в Office 2003 для работы в школе

А почему в школе не использовать тот же OOO? Заодно и другие бы увидели этот продукт.

И.В.Ослина комментирует...

К сожалению, это зависит не от меня. Я простой учитель начальных классов.

Мария Алексеевна Смирнова комментирует...

Ирина Викторовна! Ваше авторство не указано в планировании. А ведь можно было бы ссылку дать на этот материал в сообществе...

И.В.Ослина комментирует...

Мария Алексеевна, спасибо за комментарий. Автора-составителя добавила.

Шуруто Валентина Викторовна комментирует...

я легко смогла переделать материал под свои нужды и сохранить в Office 2003 для работы в школе

Ирина Викторовна, насколько это сложно? Не могли бы Вы подсказать, как это сделать? Нашла много интересного, хотелось бы посмотреть. Я тоже работаю по этой программе, будет 4 класс.
Спасибо за то, что делитесь опытом!

И.В.Ослина комментирует...

Валентина Викторовна, нужно скачать программу с Интернета. Вот несколько адресов:
http://ru.openoffice.org/about-downloads.html
http://soft.softodrom.ru/ap/OpenOffice-org-Pro-p2761
http://www.i-rs.ru/Produkty/OpenOffice.org
Она свободна распространяется под свободной лицензией, не требующей лицензионных отчислений.
Установить на свой компьютер. В программе разобраться несложно, интерфейс схож с Microsoft Office. Сохранить в Office как обычно: Файл - Сохранить как... - Тип файла и выбрать Microsoft (Word, PowerPoint или другой).

Отправить комментарий