Дети ханты, которые проживают на родовых угодьях постоянно, попадая в условия интерната, зачастую утрачивают свои навыки, приобретенные дома. Они на стойбищах учатся больше сами – путем подражания, следования примеру отца, матери и т.д. Те, в свою очередь, относятся к ним как к равным.
Известно, что определенную роль в воспитании несут не только люди, но и все, что их окружает, включая вещи и предметы. Это же утверждение мы можем встретить и в народной педагогике ханты: «Начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, все подчинено задачам воспитания детей».
У народов ханты есть своя система воспитания. Ее характерная особенность заключается во взаимосвязи эстетического воспитания с трудовым. Этот факт учитываю в планировании уроков технологии. Чтобы урок прошел более плодотворно, принес радость и удовлетворение включаю элементы национального компонента. Например, при изучении темы «Учимся у народных мастеров» говорим не только о известных мастерских декоративно-прикладного искусства, но и о национальных. Знакомя с народной игрушкой из глины, соломы – вспоминаем хантыйскую игрушку: куклу из ткани. При оформлении одежды куклы используем национальный орнамент, говорим о том, как он называется, что обозначает, в каких элементах одежды чаще всего используется.
Немалое нравственное, духовное и эстетическое воспитание несут и национальные сказки, загадки, пословицы. Почти на каждом уроке чтения или русского языка использую этот благодатный материал. Сравниваем с похожими сказками, пословицами, поговорками других народов, делаем вывод, что народная мудрость, наблюдательность, вера в добро и справедливость – это такие черты, которые есть у любого народа, не зависимо от национальности и места проживания.
Также народная педагогика проявляется и через фольклорные традиции. Большое воспитательное значение несут и национальные праздники и обряды. Дети с удовольствием участвуют в их подготовке и проведении. Особенно веселым и радостным для учеников стал «Вороний праздник», так как его проводим в конце третей или начале четвертой четверти, когда на улице начинает припекать солнышко, тает снег, и все говорит о том, что скоро наступит долгожданное лето, ребята смогут снова окунуться в привычный для них лесной мир.
Данная работа позволяет создать благоприятную среду для воспитания в духе национальных традиций, гордости за свой народ, бережного отношения к природе и любви к родному краю.
среда, 17 июня 2009 г.
Этнопедагогика
Автор: И.В.Ослина на 01:31
Раздел: Краеведение, Самообразование
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий